ГОСТЕВУХА
ЧАТ
ФОРУМ
УЧЁБА

ВСЁ НЕОБХОДИМОЕ

Сатирическое изображение помещиков.


...В поэме Гоголя "Мертвые души" важное место занимают 5 портретных глав. Гоголь создал галерею помещиков, неповторимых в своей индивидуальности. В одном из писем он замечал:" Один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого. Путешествующий делец Чичиков объезжает дворянские усадьбы и посещает помещиков в следующем порядке: Манилов, Коробочка, Ноздрев, Собакевич, Плюшкин. Каковы же они, эти люди, которые представляют собой первое сословие государства в дореформенную эпоху? Вот праздный и сладкий мечтатель Манилов. Он очаровал Чичикова обходительностью и любезностью. "Какой приятный и добрый человек ! "- подумал Чичиков при первом взгляде на Манилова. Но если внимательно приглядеться, то становиться ясно: "Ни то ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан". Гоголь очень точно замечает: "У всякого свой задор. У одного задор обратился на борзых собак, другому кажется, что он сильный любитель музыки. У Манилова ничего не было". Его существование бессмысленно. Хозяйством он своим не занимается, оно идет как-то само собою, без всякого участия с его стороны. В его доме рядом с красивой дорогой мебелью с давних пор стоят кресла, обтянутые рогожей. Но это Манилова не волнует. Он, несомненно, расточитель. Манилов не имеет понятия, как живут его крестьяне, за счет которых он существует. Мужики отданы под власть хитрому управляющему, который не знает даже о том, сколько крестьян умерло с момента последней ревизии. Чем же занят Манилов? Он ничем себя не затрудняет. Главное для него - всегда и при всех обстоятельствах быть довольным, наслаждаться жизнью, её приятностями. Леность мысли Манилова поразительна. Он не мог досказать то, что "варилось в его голове". Книга, лежащая в кабинете на видном месте, читается уже 2 года, а раскрыта на 14 странице. Не видя и не зная реальных дел, Манилов подменяет их праздными мечтами, то вдруг он решает подземный ход от дома провести, то построить через пруд каменный мост с купеческими лавками на нем. Все вокруг кажутся Манилову прелюбезнейшими, милыми, достойными. Приезд Чичикова для него, по словам Манилова, майский день, именины сердца. Разговор о купле - продаже мертвых душ привел Манилова в совершенное смятение , но Чичиков обворожил его и ловко обошел своего нового приятеля. Манилов, чтобы доказать чем-нибудь сердечное влечение, "магнетизм души'', подарил умерших крестьян Чичикову и даже взял на себя расходы по оформлению купчей. Итак, в чем же сатирический смысл образа Манилова? Этот сентиментальный и приторный человек - праздный бездельник. Он наполнил свою жизнь пустыми мечтами о невероятном вздоре и не понимал окружающей его жизни. Становится ясно, что Манилов приносит общественный вред своим бездельем, беспочвенной мечтательностью, отсутствием настоящей жизни. Все это в дальнейшем получит название "маниловщины", довольно живучей болезни общества. Рисуя образ Собакевича, писатель не жалеет сатирических красок. Если во внешности Манилова "много передано сахару", то Собакевич похож на средней величены медведя. "Лицо его природа рубила со всего плеча, хватила топором раз - вышел нос, хватила в другой - вышли губы". Все вокруг Собакевича было прочно, неуклюже и имело сходство с хозяином дома. Каждый предмет, казалось, говорил: "И я тоже Собакевич! И я тоже очень похож на Собакевича." В противоположность Манилову у Собакевича - все дураки, разбойники, мошенники, "весь город там такой". "Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Один там есть порядочный человек - прокурор, да и тот, если правду сказать, свинья", - заявляет Собакевич в разговоре с Чичиковым. Если Манилов мечтательно вздыхает о каких-либо науках, то Собакевич и слышать не хочет о просвещении. Он - патриот желудка, готов перевешать всех докторов, немцев и французов за то, что они выдумали диету. Живет Собакевич жизнью грубой, низменной, материальной. Он, несомненно, накопитель, напористый и циничный. Даже видавший виды Чичиков мысленно называет его "подлец, чертов кулак". Имение у Собакевича было добротно, оно полностью соответствовало вкусу хозяина. Все было в неуклюжем и громоздком порядке. Деревенские избы мужиков тоже были срублены грубо и крепко. В отличие от Манилова Собакевич крестьян своих знал хорошо. Во время купли - продажи он с удовольствием перечислял Чичикову все их похвальные качества, хотя крестьяне все эти давно умерли. Замысел Чичикова с покупкой мертвых душ, Собакевич понял сразу. Торговался он с медвежьим упорством и даже сумел обхитрить ловкого Чичикова. Изображая Собакевича в его имении, Гоголь показал настоящий медвежий угол. Сюда не доходит просвещение. Жизнь здесь идет примитивная, приземленная, почти животная. " Нет, кто уж кулак, тому не разогнуться в ладонь, " - таков Собакевич в сатирическом изображении Гоголя. Это еще одна мертвая душа среди тех, кого увидел писатель в дореформенной крепостнической России. Завершает галерею помещиков глава 6-ая, посвященная Плюшкину. Плюшкин - человек, потерявший человеческий образ. Все образы помещиков раскрыты автором как сложившиеся характеры. Только рассказывая о Плюшкине, писатель знакомит с историей его жизни. Было время, когда он был счастливым семьянином, образцовым, бережливым хозяином. В его хлебосольном доме жилось привольно и хорошо. И вот умерла жена, покинул дом сын, поступивший на военную службу. Умерла младшая дочь, а старшая дочь убежала из дома и против воли отца вышла замуж. Одинокий вдовец опускался все ниже и ниже. Былая, мудрая скупость превратилась в алчную страсть. На примере судьбы Плюшкина автор показывает, как в человеке утрачивается все человеческое, гибнет его душа. Все чувства мелели ежеминутно, это уже не человек, а "прореха на человечестве". И вот перед Чичиковым стоял не то мужик, не то баба, не то ключник, не то ключница. По виду это был нищий, а на самом деле богатейший помещик, гноивший все свое добро. В имении Плюшкина бросаются в глаза ветхость и мерзость запустения. Жизнь, кажется, покинула усадьбу Плюшкина . Жерди по сторонам крестьянских изб напоминают ребра скелета и подчеркивают запустение . Сам хозяин бродит вокруг имения и по деревне, где живут обнищавшие мужики, собирает то бабью тряпку, то ржавый гвоздь, то глиняный черепок. А его амбары завалены гниющим зерном, крестьяне же умирают от голода или бегут от своего странного хозяина. При виде комнаты Плюшкина трудно было поверить, что здесь обитает живое существо. У несчастного старика теперь нет ни близких, ни друзей, детей своих он проклял. В каждом человеке, который переступает порог его дома, он видит своего разорителя. Скупость превратилась в расточительность, а добро, накопленное годами, не принесло ни счастья, ни покоя. Человек сам убил в себе живую душу. В этом смысл образа, в этом же смысл авторского предостережения. Рисуя Плюшкина на грани полного распада и гибели личности, Н.В. Гоголь обращается к читателю: "И до какой же ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог так измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду! Все может статься с человеком!"
Сайт управляется системой uCoz