|
ВСЁ НЕОБХОДИМОЕ
Как раскрываются характеры помещиков в сцене купли - продажи мертвых душ.
..Все портретные главы поэмы "Мертвые души" следуют одной композиции. Н. В. Гоголь сначала подробно описывает имение, куда прибыл со своей тайной целью Чичиков. Затем читатель видит самого помещика. Показаны особенности его внешности, связанные с его внутренним миром, которые дополняют и раскрывают его образ. Затем Гоголь ведет читателя в барский дом и детально описывает его внутреннюю обстановку, и, наконец, угощения, которые предлагают Чичикову, тоже дополняют представления о хозяине дома.
Но, пожалуй, полнее всего раскрывается личность помещиков, особенности их характеров в сцене купли - продажи мертвых душ. Вот Манилов, который испытывает необычайную растерянность, когда Чичиков предлагает купить у него мертвые души. Он не в состоянии вдуматься в непонятное явление, постигнуть его суть. Чувствуя, что ему нужно что-то сделать, предложить какой-то вопрос, он не может его сформулировать. Кончил он тем, что, затянувшись, выпустил дым, но только уже не ртом, а через "носовые ноздри". Манилов пуст, неизвестно, "что варилось в его голове". Его восторженная наивность и легкомыслие ярко проявились в сцене купли - продажи мертвых душ. Хитрый Чичиков хорошо это понял и сумел воспользоваться недомыслием Манилова.
Совсем по - другому ведет себя Коробочка. Она привыкла только к известным ей действиям. Ей понятно, как продается мед и пенька, которые она предлагает Чичикову. Чичиков всячески соблазняет её прибыльностью "дела", уговаривает, грозит, умоляет, обещает. Коробочка же не может решиться на незнакомое ей предприятие. В ответ на уговоры Чичикова она твердит: "Ведь я мертвых никогда не продавала". И даже заявляет, что они могут ей в хозяйстве пригодиться. Чичиков, хитрый и ловкий пройдоха, не мог сразу пробить эту стену глупости и скупости. " Экая крепколобая, дубинноголовая, "- думает он в досаде и гневе.
Неудержимый враль, драчун, герой ярмарочных кутежей - таков Ноздрев. С ним Чичиков случайно встречается в пути. Ноздрев готов "менять все, что ни есть, на все, что угодно". Именно так он повел себя в сцене продажи мертвых душ. Без всякой необходимости он втягивает Чичикова в свои безумные затеи, а тот, желая подделаться под Ноздрева и получить выгоду, включается в игру. Сначала Ноздрев предлагает лошадей, затем охотничьих собак и, наконец, шарманку. Чичиков отбивался изо всех сил и согласился только на игру в шашки. В этой сцене ярко и полно раскрывается характер Ноздрева, только случайно не нанесшего Чичикову физического увечья. Шулер, игрок, драчун, он, в конце концов, распускает слухи про Чичикова исключительно потому, что любит насолить и нагадить любому человеку. Гоголь заключает рассказ о Ноздреве словами: "Ноздрев долго еще не выведется из мира".
Собакевич - человек-кулак. Именно так он и проявляет себя в сцене купли - продажи мертвых душ. Он сразу понял, в отличие от Манилова и Коробочки, что хочет от него Чичиков, он долго и упорно торгуется, запросив по 100 рублей за душу. По словам Чичикова, мертвые души - это "неосязаемый чувствами звук", а Собакевич возражает: "Ведь я продаю не лапти". Собакевич довольно долго перечисляет достоинства своих умерших крестьян, желая увеличить цену. И в итоге обманул Чичикова, включив в купчую душу женского пола.
В главе, посвященной Плюшкину, дан образ старика-скряги, нищенствующего в своем богатстве. Этот характер не так широко типичен по сравнению с предшествующими помещиками. Плюшкин дошел до крайней мелочности и ничтожности, что ярко проявляется в сцене купли - продажи мертвых душ. После предложения Чичикова у него появился отблеск радости на деревянном лице, но это подобие радости скоро сменилось подозрительностью и настороженностью. Даже Чичиков содрогнулся, увидев "хладные и бесчувственные черты бесчеловечной старости". Плюшкин жалуется Чичикову, что народ больно прожорлив, от праздности завел привычку трескать, а ему самому есть нечего. Закупив 78 мертвых душ, Чичиков понял, что оказался в барыше, так как Плюшкин готов был продать столько же беглых крестьян. Гоголь называет Плюшкина "странное явление", прореха на человечестве. Это звучит как грозное предостережение читателям о том, что "все может статься с человеком". Страсть бессмысленного накопительства погубила Плюшкина, уничтожила в нем живую душу.
Итак, сцены купли - продажи мертвых душ наиболее ярко и полно раскрывают характеры помещиков-уродов, подчеркивают их индивидуальность.
Таковы помещики в сатирическом изображении Н.В. Гоголя. Сила сатиры заключалась в том, что именно этому сословию была доверена судьба народа и России. Именно оно составляло опору самодержавно - крепостнического строя. Помещики, сатирически изображенные Гоголем, никак не могли способствовать прогрессу и процветанию России, так как сами дошли до крайней мелочности, ничтожности, гадости. Они способны даром только обременять землю, а до страны, народа и государства им нет дела. За их бесполезную и бессмысленную жизнь Гоголь называет их небокоптителями.
Сайт управляется системой uCoz
| |