ГОСТЕВУХА
ЧАТ
ФОРУМ
УЧЁБА

ВСЁ НЕОБХОДИМОЕ

История Чичикова, дельца и приобретателя.


Николай Васильевич Гоголь начал работу над поэмой "Мертвые души" в середине 30-х годов 19 столетия. Замысел произведения был подсказан А.С. Пушкиным. Сначала Гоголь хотел создать роман, в котором "Русь явится с одного боку". В ходе работы творческий замысел меняется. "Какой огромный, какой оригинальный сюжет! Вся Русь явится в нем", -писал Н.В. Гоголь. И действительно, русская жизнь первой трети 19 века предстала перед читателем. Это была эпоха крепостного права, когда помещики, владельцы крепостных душ, могли бесконтрольно распоряжаться своими крестьянами: покупать, продавать, закладывать в Опекунский Совет. Богатство помещика определялось количеством крепостных душ, которые были в их распоряжении. Гоголь описал среду, где царила бездуховность и пошлость. Выразительно и ярко описывает он российское поместное дворянство, рисуя сатирические портреты 5-ти помещиков - уродов. Они живут только для себя, не заботясь о благе народа и государства. На примере этих помещиков писатель показывает, что способно превратить человека в мертвую душу. Особая чуткость таланта Гоголя заключается в том, что он почувствовал и понял появление новой зарождающейся силы, появившейся в России. Своё воплощение эта новая сила получила в образе Павла Ивановича Чичикова, хищника, дельца и приобретателя. Энергичный и предприимчивый, он любыми путями, чаще всего безнравственными и подлыми, добывает себе место под солнцем. Н.В. Гоголь описывает его биографию довольно подробно. Что же сформировало личность нового героя Гоголя? У него было унылое и безрадостное детство, лишенное тепла и родительской любви. Оно закончилось для Павлуши отцовским напутствием о том, как надо жить. Отец внушил ему, что можно всех опередить без всякого таланта и усердия в науках. Для этого нужно угождать наставникам и иметь богатых товарищей, которые могут быть полезны. "Надо неусыпно брать себе, ничего не давая другим," -учил его отец. "Главное же - беречь копейку, так как всё сделаешь, все прошибешь на свете копейкою." Следуя этим заповедям, Павлуша начал новую жизнь. Ещё ребёнком он умел отказывать себе во всем и копить деньги. Из данной отцом монеты он сделал денежный прирост, выгодно сбыл самодельного снегиря, продал мышь, которую дрессировал 2 месяца. Источником дохода стали булки и пряники, которые он продавал по выгодной цене. Склонности к наукам у него не оказалось, брать приходилось опрятностью и аккуратностью. У учителя, любителя тишины, он сидел на уроках, не шевелясь, а после занятий он бросался и подавал учителя шапку. Все это имело успех. В результате юный хитрец получил хороший аттестат и книгу в награду "за примерное прилежание и благонадежное поведение". Но когда в дальнейшем учитель заболел и бедствовал, то бывшие нелюбимые ученики помогали ему, а Павлуша дал медный пятак и не навестил несчастного. Чичиков готов не только ограничивать свои потребности, но и угождать, притворяться, из всего извлекать выгоду и настойчиво копить деньги. Все это не прошло бесследно, ожесточило его душу, сделало его безнравственным и бессердечным. Поступив на службу, Чичиков сразу же показал хватку, умение обходить законы и брать взятки. Сначала он был мелким чиновником, но уже тогда умел придать лицу приятное выражение, что особенно нравилось начальству. К тому же Чичиков не употреблял никаких крепких напитков и усердствовал с утра до вечера над канцелярскими бумагами. Поэтому он добился покровительства начальника, ключом к сердцу которого была его рябая и некрасивая дочка. Чичиков умело прикинулся влюблённым, даже свой сундучок перевез и стал называть начальника "папенькой". Получив повышение, он бросил свою некрасивую невесту и перевез сундучок обратно. Суровый начальник при виде Чичикова произносил себе под нос:" Надул чертов сын." Эти же слова будут говорить и другие люди, обманутые Чичиковым. Дальнейшее повышение расширило поле его деятельности, и Чичикову легче стало подличать и мошенничать. Оказавшись в одной строительной комиссии, Чичиков преуспел и даже разбогател при помощи всяких махинаций и взяток. Когда же все открылось, Чичиков сумел избежать наказания и даже заполучил хороший послужной список. Оказавшись чиновником на таможне, он сначала не брал взяток и завоевал доверие начальства своей неподкупностью. Получив повышение и средства для борьбы с контрабандистами, он вступает с ними в сговор и с размахом обогащается. Эта афера тоже была раскрыта, но и на этот раз Чичиков избежал наказания. Вот новое дело. Чичиков хочет скупить у помещиков умерших крестьян, которые числятся живыми по ревизской сказке. В дальнейшем он хочет заложить их в Опекунский Совет и приобрести земли в Херсонской губернии. Он надеется сорвать значительный денежный куш. Жизненная философия Чичикова, его взгляды и поступки основаны на убеждении, что счастье и силу могут дать только деньги. Природа наделила его практическим умом, а жизненный опыт - умением разбираться в людях. Он быстро понял, что представляют собой помещики, с которыми он имел дело. С Маниловым он был сладеньким, с Собакевичем старался быть грубоватым и жадным, с Ноздревым - разбитым весельчаком. Только с крепколобой Коробочкой он потерял терпение и осторожность, но и здесь цели своей добился. Чичиков не брезговал никакими средствами, не имел понятия о благородстве и чести, о нравственных и гражданских идеалах, поэтому он такая же мертвая душа, как и 5 помещиков - уродов. Были ли у него муки совести? Были, но какие? Характеризуя своего героя, Гоголь пишет, что Чичикову было стыдно перед своими будущими детьми. Горевал он из-за того, что не может оставить им приличного наследства. Совершая нечестные дела, он всегда оправдывал себя тем, что никогда не ограбит вдову или сироту, а возьмет свое там, где плохо лежит или само в руки плывет. Зачем Чичикову нужны были деньги? Он не был жаден и скуп, как Коробочка или Плюшкин. Деньги сами по себе ему не были нужны. Но они давали возможность пожить в свое удовольствие, ни в чем себе не отказывая. И однажды Чичикову удалось этого достичь. Служа в таможне, он зажил на широкую ногу: обзавелся хорошим поваром, носил голландские рубашки, умывался французским мылом, приобрел экипаж. Но вновь ускользнула от него птица счастья, и он был вынужден пуститься в новую авантюру с мертвыми душами. Обдумывая её, Чичиков до предела циничен, он радуется, что недавно была эпидемия, народа вымерло немало, поэтому время для него удачное. В этом весь Чичиков с его мертвой душой , в этом вся история его взлетов и падений. Так следует понимать этот сатирический образ, созданный гением Гоголя. В образе Чичикова Гоголь воплотил, зарождающееся социальное явление - появление класса хищников и приобретателей. Многие критики упрекали Гоголя за то, что, создав своих героев - уродов с предельной сатирической силой, он не любит Россию. Официальная печать ругала Гоголя за выступление против религии. Согласно религиозным учениям душа бессмертна, а Гоголь назвал её мертвой. Цензоры указывали на то, что безнравственное поведение Чичикова может послужить для читателей соблазнительным примером. Передовая часть читающей России горячо приветствовала "Мертвые души" и рукоплескала автору. Было ясно, что книга Гоголя способствовала общественному прозрению. По словам А. Герцена, это была "история болезни, написанная мастерской рукой". Восхищаясь талантом Н.В. Гоголя, Н. Некрасов писал: " Он проповедовал любовь враждебным словом отрицанья".
Сайт управляется системой uCoz