ГОСТЕВУХА
ЧАТ
ФОРУМ
УЧЁБА

ВСЁ НЕОБХОДИМОЕ

Печорин- герой нашего времени.


Роман "Герой нашего времени" был написан в конце 30-х годов XIX века. Это было время мрачной реакции, наступившей после разгрома восстания декабристов. Передовые люди эпохи не знали, куда приложить свои силы. Не было надежды на прогрессивные преобразования, которых так жаждала передовая часть общества России. Это была эпоха безвременья, когда старые идеалы были разрушены, а новые не успели сформироваться. Будущее было неясно. Именно в этом кроются причины появления разочарованных в жизни людей, не умеющих найти себя. М.Ю. Лермонтов вслед за А.С. Пушкиным стремиться художественно осмыслить настроения в среде дворянской интеллигенции, обрисовать типичного молодого человека своей эпохи. Он создает роман и дает ему название "Герой нашего времени". В этом названии содержится ирония - намек. Если героями 20-х годов были участники войны 1812 года и декабристы, то 30-е годы не смогли выдвинуть настоящих героев. М.Ю. Лермонтов стремился создать "портрет, но не одного человека, а портрет, составленный из пороков всего поколения в полном их развитии". Роман состоит из пяти завершенных повестей, расположенных не в хронологическом порядке. Построение романа подчинено замыслу глубоко и всесторонне раскрыть внутренний мир главного героя - Григория Александровича Печорина. По происхождению Печорин аристократ. Это подчеркнуто в описании его внешности, манер, одежды. "Все изобличало в нем привычки порядочного человека",-замечает автор. В наружности Печорина много странностей. У него белокурые брови и черные усы. Лермонтов пишет : " При ходьбе он не размахивал руками- верный признак скрытности характера". Странности проявляются не только во внешности, но и в поведении. Это даже видит бесхитростный и простецкий Максим Максимыч, с которым Печорин служил в далекой крепости в горах. Максим Максимыч рассказывает о странностях Печорина. Он вспоминает, что тот один мог ходить на кабана, а если вдруг ставни стукнут, он вздрогнет и побелеет. У Печорина много замечательных черт, которые возвышают его над окружающими. Это, безусловно, незаурядная натура. Писатель подчеркивает в нем такую черту, как способность к самоанализу, умение логически мыслить и рассуждать. Печорин взвешивает каждый свой поступок и часто судит себя беспощадно. У него аналитический ум, прекрасное умение разбираться в людях. Оказавшись в Пятигорске, он дает точную характеристику "Водяного общества". Он сразу понял, что Грушницкий - позер, любитель громких фраз. Отлично зная женскую психологию, он легко сумел влюбить в себя аристократку Мери и черкешенку Бэлу, хотя они были совершенно разными. Общаясь с Мери, он наверняка знает, что скажет она ему на следующий день, и от этого ему скучно. Печорин - смелый, мужественный человек. Он проявляет эти качества в борьбе с честными контрабандистами и на дуэли с Грушницким. Зная, что его пистолет не заряжен, он все равно решает стреляться с Грушницким. И только доктор Вернер, единственный приятель Печорина, по пульсу догадался, что тот волнуется. Печорин - мятежная натура, жаждущая деятельности. " Бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду",- писал В.Г. Белинский. Печорин отвергает жизнь праздную, лишенную смысла. Именно таким он видит мир Грушницкого, княгини Лиговской, драгунского капитана. Надо отметить в Печорине необычайно тонкое понимание природы. Только человек, глубоко чувствующий природу, может заметить, что "воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка". Можно вспомнить бешеную скачку в степи, погоню за любимой женщиной. Луна, море, лепестки цветущих черешен, ничто не проходит мимо внимания Печорина, и он все это описывает в своем журнале. Итак, мы видим незаурядного героя, особенно выделяющегося на фоне "Водяного общества". Да и сам Печорин чувствует в себе силы необъятные и высокое человеческое предназначение. На что же направляет он эти силы? Печорин бесцельно играет с опасностью, ищет острых ощущений, приключений. Это ему нужно для того, чтобы полнее почувствовать вкус к жизни, занять себя и спастись от скуки. Он вторгается в жизнь контрабандистов и разрушает ее, рвется под пули, дерется на дуэли. А в итоге все та же скука и опустошенность. Печорин ищет смысл жизни в женской любви. Он думает, что любовь дикарки принесет ему счастье, и похищает черкешенку Бэлу, но любил он ее только четыре месяца, а затем забросил как ненужную игрушку. На вопрос Максима Максимовича Печорин отвечает: "Я за нее отдам жизнь, но мне с ней скучно". И с княжной Мери у него игра, флирт, стремление занять себя. Но и во всем этом не очень достойном поведении чувствуется его знание людей, понимание их души. Вынудив Мери признаться ему в любви, Печорин тут же отвергает ее, но потом от жалости он готов броситься к ее ногам и умолять о прощении. Мы видим личность противоречивую, сочетающую в себе эгоизм и сострадание. Печорин не хочет связывать себя браком, так как выше всего ценит свободу. Он готов поставить жизнь и даже честь на карту, но свободы своей не отдаст. Печорин эгоистичен в любви. Он сравнивает женщину с цветком, которым надо надышаться, а потом бросить на дорогу. Он и сам понимает, что его любовь никому не принесет счастья. Печорин любит для себя и ничем не жертвует во имя любви. Все женщины, которые встретили его на своем пути, глубоко несчастны. Сам Печорин очень по-своему понимает счастье. Счастье для него - это насыщение гордости. Казалось, что дружба могла бы наполнить и упростить его существование, но он не способен на истинную дружбу. Печорин убежден, что из двух друзей один становится рабом другого, у него нет простого дружеского отношения к людям. Нельзя без горечи и досады наблюдать сцену встречи Печорина и Максима Максимовича после долгой разлуки. Бедный Максим Максимович глубоко обманут в своих чувствах. Ожидая от Печорина теплоты и сердечности, он их, конечно, не получает. Печорин приносит одни несчастья и страдания. По его вине гибнут люди: убит на дуэли Грушницкий, трагически погибает Бэла. Глубоко несчастны княжна Мери и Бэла, отвергнутые и оскорбленные в своих чувствах, но и сам Печорин несчастлив, он тоже жертва. Печорин понимает, что он причина несчастий тех людей, с которыми пересеклась его судьба. Несчастлив он еще и потому, что не может выполнить свое человеческое предназначение. Перед дуэлью, анализируя свою жизнь, он записывает в дневнике: "Зачем я жил? Для какой цели родился? А ведь было мне предназначенье высокое". Печорин чувствует в себе "силы необъятные". Неизбежен вопрос о причинах этой несостоявшейся судьбы. Ответ на него дает сам Печорин в своем дневнике. Он осуждает лживый свет, к которому принадлежит. Он говорил правду, ему не верили, и он стал обманывать. Он готов был любить весь мир, но его никто не понимал, и он научился ненавидеть. "Во мне душа испорчена светом",- горько замечает Печорин. Надо помнить, что герой жил в такое время, которое обрекало лучших людей на общественное бездействие. Некоторые читатели хотят видеть в Печорине только романтического героя, яркую сильную личность, но романтические одежды не могут скрыть праздности и пустоты его существования. Печорин, как и Онегин, тоже "лишний" человек. Он не смог подняться до истинного понимания жизни и ее ценностей и направил свои необъятные силы в ложную сторону.
Сайт управляется системой uCoz